понедельник, 5 октября 2009 г.

Сколько стоит эксперт?

Когда я выяснял для себя, кем/каким я хочу быть, я пришел к выводу о том, что мне хотелось бы быть экспертом. Пускай мне не всегда отчетливо ясно, в какой области я хочу быть экспертом, но то, что именно экспертом – это точно. Я хочу, чтобы ко мне обращались люди с вопросами и просьбами что-то сделать такое сложное, чего другие не могут, а я бы это делал, чувствовал бы себя молодцом, и взамен своих трудов получал бы деньги и уважение.

(Следуя советам Стива Павлины (The Person You Were Meant To Be), я даже стал покупать журнал «Эксперт» :))

На самом деле я в некоторой степени уже сейчас являюсь экспертом. По крайней мере, люди иногда обращаются ко мне за советом и помощью. То есть иногда уже сейчас не я ищу работу, а работа меня, и это приятно. Вот и недавно ко мне обратились, чтобы сделать определенную работу. Я согласился, даже назвал сумму, которую хотел бы получить за работу. Однако в процессе работы выяснилось, что работы предстоит гораздо больше, чем я ожидал. Поэтому мне пришлось, много извиняясь, корректировать и сумму, и сроки. И я задумался, а сколько же должен стоить я как эксперт?

Я решил исходить из той суммы денег, которую я хотел бы получать в месяц ($2000). Оказалось, что мои экспертные услуги должны стоить около $10-12 в час. Осталось только научиться правильно оценивать время, необходимое для выполнения тех или иных заданий. И хотя в итоге мое вознаграждение за последний проект составило вдвое меньше того, сколько я должен был бы запросить, теперь я знаю, как считать стоимость своих услуг.

PS: Один мой приятель посоветовал просить много. А когда потенциальные заказчики не найдут другого человека – еще больше. Его логика состояла в том, что магия цифр все-таки работает: «Если он столько берет, значит, он настоящий эксперт». К тому же, даже если качество моей работы их не устроит, они вряд ли станут признаваться, что зря потратили много денег.

Хотя мои рассуждения мне нравятся больше. Может, потому, что мне трудно определить, «много» – это сколько?

Комментариев нет: