воскресенье, 2 ноября 2008 г.

Песнь о незавершенном гештальте

Когда выходишь на эстраду, стремиться нужно к одному:
Всем показать немедля надо – кто ты, зачем и почему!
(«Покровские ворота»)


Если говорить кратко, то «гештальт» – это «образ». Каждый из нас имеет некое представление или, скорее, ощущение целостной ситуации, явления, процесса. Неважно, каково содержательно это представление или ощущение, важно то, что, согласно гештальтпсихологии, если у человека не складывается ощущения целостности, то он испытывает чувство неудовлетворенности, поскольку гештальт (целостный образ) не завершен. Для пояснения этого есть один хороший анекдот:

Маленький мальчик играет на пианино гаммы, а папа в той же комнате читает газету. Мальчик говорит:
– Папа, можно я пойду погуляю?
– Конечно, сынок, иди.
Мальчик тут же вскакивает и убегает гулять. Папа пытается читать газету дальше, но у него ничего не получается. Он встает, минуту ходит по комнате, потом подходит к инструменту и заканчивает не доигранную сыном гамму. После этого, довольный, возвращается к чтению газеты.


***
Моя затея с блогом, посвященным саморазвитию, как раз и связана с моим незавершенным гештальтом. Дело в том, что с детства мне всегда нравилась математика – мне нравилось путем расчетов приходить к правильному выводу. Поэтому я всегда думал, что моя профессия будет связана с этим, я учился в физико-математическом классе (как говорил наш физик, Владимир Исаевич Якоби, ссылаясь на то, что у нас было больше математики, чем физики: «Вы не физмат, вы матфиз!») и собирался поступать в ХИРЭ. Как оказалось в 11-м классе, моя любовь к математике оказалась не совсем взаимной – со сложными вещами я испытывал некоторые трудности, запутывался и т.д. В общем, испугавшись, я поступил не в ХИРЭ, и, в отличие от большинства своих друзей, программистом не стал.

С тех пор я уже немало лет занимаюсь социологией, которая у нас выступает как дисциплина скорее гуманитарная и теоретическая. Это значит, что, занимаясь ею, приходится немало читать, а иногда и писать, но считать что-нибудь интересное приходится довольно редко. Поскольку я еще и преподаватель, то моя деятельность в основном связана с «читать», «писать» и «говорить». Со «считать» неувязочка, как видим. Вот это, вероятно, и есть мой незавершенный гештальт: я не сделал то, чего хотел сделать – не реализовался в той сфере, которая была всегда мне интересна. При этом я не имею в виду только математику – она лишь инструмент – я имею в виде вообще сферу техники и технологии, особенно – IT. Да, я эпизодически этим интересовался, но заниматься более-менее серьезно как-то не решался – все-таки я уже 15 лет занимаюсь совершенно другим.

Но мне в свое время один хороший человек посоветовал статью Стива Павлины о том, как преодолевать откладывание ("Overcoming Procrastination"). Не скажу, что она мне сразу же помогла жить, более того, я на какое-то время вообще о ней забыл, но позднее я заинтересовался советами Стива Павлина, а потом и других о том, как оптимизировать свою работу и свою жизнь вообще. Основная идея успешной деятельности состояла в том, чтобы делать то, что тебе нравится. Тогда ты будешь достаточно мотивирован, и сможешь добиваться желаемых результатов. Как видим, все гениальное – просто! Поэтому я и решил, что мне нужно все-таки самореализоваться в IT-сфере, но сделать я это смогу тогда, когда буду использовать то, что я уже и так знаю и умею. И поскольку моя специальность – социология и преподавание, то мне вполне по силам перевести их в плоскость интернета. И пока я только лишь начинаю это предприятие, вполне уместно «потренироваться» на блогах.

Это не значит, что блог о саморазвитии является исключительно тренировочным. Для меня он важен как возможность обменяться опытом с теми, кому эта тема может быть интересна. Действительно, большинство советов и принципов личностного развития хорошо известны, но помочь может не только их знание, но конкретные примеры их применения, иногда критического. В любом случае, я хочу надеяться, что этот блог станет полезным.

Еще одна моя цель – дисциплинировать и мотивировать самого себя. Ведь не секрет, что обещание, данное публично, скорее всего, будет выполнено. Плюс я собираюсь выкладывать здесь собственные переводы, посвященные личностному развитию (один – "Развитие жгучего желания" – уже выложен), а блог станет стимулом для меня эти переводы делать, то есть учить английский.

Вот, собственно, мои причины для того, чтобы заниматься этим блогом. Если вам интересно – читайте и комментируйте. А я обещаю, что буду выкладывать что-нибудь новенькое не реже раза в неделю для начала.

Комментариев нет: